На заметку

Мебель и стиль - Мебель и уют в доме
Индекс материала
Цветовая гамма в Вашем доме
Рассмотрим влияние цвета на человека
Рассмотрим возможное сочетание цветов
Ощущение пространства в помещении создается контрастными сочетаниями
Полы не должны быть слишком светлые
Каждый человек воспринимает цвет по-своему
Все страницы

Покажите людям голубовато-зеленый лист. Один человек скажет, что это лист зеленого цвета, другой -синеватого.

Насыщенность одного и того же цвета может быть различной. Так, тюль кажется светло-коричневым, если он задернут и через него светит солнце. Если же собрать тюль в сборку и стянуть подвязкой, он станет значительно более желтым.

Добавка серого, черного делает цвет более темным и более умеренным. Бели мы будем добавлять к какому-либо цвету серый, то постепенно придем к оттенку серого. Как правило, мы хорошо различаем холодные оттенки серого, происходящие от синего, и теплые - от желтого или красного.

Хотя все понимают, что значит "холодный" или "теплый" цвет, дать научное обоснование такому делению нелегко. Возможно, человеческая психика ассоциирует синюю гамму со снегом и льдом, а красную и желтую - с солнцем и огнем.

Эксперименты психологов подтвердили специфику восприятия цвета: пока мастерская была окрашена в голубой, работницы жаловались на недостаток обогрева. После того, как их перевели в такой же цех, но красновато-песочного цвета, жалобы прекратились. Поставьте рядом желтый и синий круги, и вы увидите, что желтый словно лучится, тогда как синий создает впечатление замкнутости и глубины. Цвет баланса между синим и зеленым - это цвет отдыха, равновесия, иногда даже скуки ("тоска зеленая").Цвета несколько меняются в зависимости от формы. Треугольные, остроугольные, многоугольные формы ближе к броским, ярким цветам. Более тихие округллые-родственны скорее глубоким и темным тонам - от сине-зеленого до черного. Поэтому темные цвета приглушают, сглаживают эксцентричные, необычные формы. Простым силуэтам больше идут светлые тона.

Цвет воздействует и на восприятие объемности. /Нежные пастельные тона, могут компенсировать чрез-^мернуюстрогость объемов (но следует быть осторожным, чтобы не выглядеть смешно).

Ажурные, резные, решетчатые вещи склонны к темным цветам. Тонкие перила должны быть ско-\рее темными, а объемные балясины - светлыми.

j Любая рельефная поверхность словно добавляет в цвет немного серого.

Она делает его более интересным, но чуть менее ярким. Сравните для примера один и тот же цвет на бумаге и на ткани. Цвет ткани будет мягче, сочнее благодаря ее живой фактуре.

Рельефность ткани создается составляющими материю нитями, каждая из которых дает немного тени. Поэтому цвета рельефных обоев, обоев с напылением кажутся более глубокими. По той же причине красный цвет шерстяного ковра с высоким ворсом будет выразительнее красного цвета гладкого ковра. Солома, дранки, бамбук, лоза уже самой своей природой придают колориту особую изменчивость, и

часто даже новые вещи, изготовленные из этих материалов, словно несут на себе налет времени. Искусственное освещение подчеркивает рельефность.

Блестящая поверхность делает цвет более ярким.  Цвет, который на бархате или атласе может выглядеть прекрасно, на ситце окажется безвкусным.

Рядом с красным цветом желтый выглядит зеленоватым, а в~красном добавляется пурпура.

Это вызвано влиянием взаимодополняющих цветов. Любой цвет в соединении с другим передает ему небольшой оттенок своей противоположности.

Зеленый в цветовом круге противоположен красному, а фиолетовый - желтому. Тот же фиолетовый рядом с красным синит, а красный приближается к оранжевому. Более оранжевым становится и желтый рядом с зеленым, а зеленый в этом случае голубеет. Синий рядом с красным принимает зеленоватый оттенок, а красный становится чуть оранжевым. Синий рядом с желтым получает оттенок фиолетового, а желтый с синим - оранжевого. То же относится и к производным от них цветам (красный/ розовый, желтый/кремовый, синий/голубой и т.д.).

По_той_же причине два холодных пвет^. поме-1 щенные рядом, чуть "теплеют". С двумя теплыми' цветами в сочетании происходит обратное, они становятся холоднее^

Каждый воспринимает цвет по-своему, и лишь некоторые правила можно признать общими. Так, темные тона придают печали, а светлые веселят. Теплые цвета более возбуждающие, а холодные - успокаивающие. В теплых больше динамизма, холодные располагают к отдыху. В спальне не вешают красных занавесок, а полностью серая кухня не пробудит аппетита.

Что касается "тяжелых" и "легких" цветов, то психологи доказали, что ящики одного размера и веса могут характеризоваться грузчиками как тяжелые или легкие в зависимости от цвета, в который они окрашены.

Желтый цвет - это цвет земли, один из самых жизнерадостных и активных. Лучезарный чистый желтый считается слегка экстравагантным и поверхностным. Его применяют при лечении неврастении, депрессии. Соломенные и золотистые оттенки желтого иногда быстро начинают казаться немного пыльными.

Синий успокаивает своей глубиной. Темно-синий цвет, сближаясь с черным, грустен. Синий цвет используется для снятия нервного напряжения, он снижает кровяное давление, выравнивает дыхание, подвигает на созерцание и углубление в себя. Чем светлее голубой цвет, тем более далеким и равнодушным он кажется. Голубые тона способствуют отдыху, умственному труду, работе мысли.

О зеленом цвете, производном от синего и желтого, говорят, что он недвижен и не пробуждает ни страсти, ни печали. По мнению психологов, тоску называют "зеленой" не случайно. Тем, кто склонен к меланхолии, не рекомендуется подолгу находиться в помещениях, выдержанных в зеленых тонах. Не подходит зеленый цвет и для столовых: он бывает скучен и может ухудшить аддетит. Но зеленый зеленому рознь.

Добавка желтого придает зеленому жизнерадостность, а зеленый, близкий к синему, приобретает серьезность, рождая чувство удовлетворенности. Сине-зеленые нотки годятся для рабочего кабинета, библиотеки. Бывают и очень живые зеленые оттенки: цвета молодой травы, липовой листвы. Сдержанность зеленого делает его идеальным цветом для строгих интерьеров. Зеленый - неизменный спутник стиля ампир и любой мебели из красного дерева, теплоту и блеск которого он подчеркивает, так же как и роскошь любой позолоты.

Красный цвет наиболее пылок и страстен, но он не лучится страстью как желтый, а горит внутренним огнем. Отдельные оттенки его могут быть чуть теплее (пронзительный светло-красный) или холоднее (багровеющий красный с примесью синего). Раздражающий красный цвет ассоциируется у нас с кровью, как синий - с небом и водой, которые никогда не утомляют, зеленый - с лесом и преградой, а оранжевый - с апельсином и огнем.

Оранжевый цвет сочетает в себе черты красного и желтого. Это теплый, немного возбуждающий цвет, улучшающий пищеварение и слегка ускоряющий сердцебиение. У кого-то он вызывает ощущение блаженства, благополучия (оранжевые одеяния буддистских лам, кришнаитов), кого-то раздражает своей яркостью и почти эйфорической легкомысленностью. Некоторые оттенки светло-серо-оранжевого теперь довольно популярны.

В католических странах фиолетовый является цветом траура (хризантемы, все старые сорта которых были фиолетовыми, в день Всех Святых, осенний день поминовения, приносили на могилы). Фиолетовые и сиреневые тона ассоциируются со старостью, и чем более насыщен этот цвет, тем сильнее он навевает грусть и скорбь.

А вот в Китае цветом траура считается белый. Интересно, что такую функцию он выполнял раньше и у белорусов, а возможно, и у всех древних славян. Существовало традиционное противопоставление красного как цвета жизни, энергии, этого мира и белого как цвета чистоты и мира иного. Белый имеет также символическое значение молчания (сравните "белое безмолвие"). "В белой форме самое чистое содержание", - писал Томас Элиот. Белый -это ступень бесчувствия цветов, знак ясности и чистоты. Ослепительно белый цвет утомляет. Наедине с белым трудно, зато употребленный как фон, он подчеркивает значимость любого другого цвета.

Черный, цвет ночи и тьмы, так же безмолвствует, но это молчание полно безнадежности. В интерьере он важен для создания контраста с белым и другими цветами. Часто его можно заменить темно-синим.

Серому, происходящему от черного и белого, недостает жизненной силы. Если в его основе лежат черный и желтый или черный и красный, он кажется более светлым и более легким. Нельзя не отменить красоты и спокойствия природных оттенков серого (камень, ткани и другие материалы).

При вечернем освещении немного выигрывают теплые цвета. В свете лампочек мало фиолетового и много желтого и красного, поэтому кожа до вечерам кажется рыжее, чем днем, красное дерево - живее, белое и бесцветно стеклянное иногда кажется желтоватым, черное - каштановым, а синее чуть чернеет.

Освещенность помещения зависит от цвета стен, пола и потолка. Вот сколько света отражают, рассеивая различные цвета (в процентах):

Цвета отражают свет и отражаются вместе со светом. Следовательно, при подборе цвета нужно думать не только о каждом отдельно взятом и о сочетаемости цветов, но и том, будет ли помещение слишком или недостаточно светлым, о возможности изменения цвета на свету и в результате их взаимного влияния.

Трудно оценить цвет материала по маленькому образцу. На большой поверхности цвет часто выглядит совсем не так, как на малой. Кроме того, цвет воспринимается по-разному в зависимости от того, под ногами он или над головой, "лежит" или "стоит".

Желтое ковровое покрытие создаст ощущение зыбкости, неуверенности, тогда как желтый оттенок стен воспринимается нормально. Яркие и темные цвета должны занимать в основном горизонтальные (пол, тахта, ковер), а неяркие и светлые - вертикальные плоскости.

Чтобы серый цвет "потеплел", рядом с ним должен оказаться Холодный цвет. Теплый цвет на сером делает его более холодным. Любой цвет рядом с серым выглядит более блестящим.

На фоне черного пола цвет светлых ковров, стен, мебели станет немного более "гулким". Но черного и не должно быть видно слишком много!

Если черный и серый заставляют все прочие цвета сверкать, истощая их, то белый, наоборот, делает цвета интенсивнее. На белом фоне любой цвет становится "толще", сильнее. Белый фон словно отнимает белизну у самого цвета.

Большие белые (или серые) поверхности абсолютно необходимы, когда нужно сгладить, нейтрализовать противоречие двух цветов, вынужденно соседствующих в одном помещении.

Действительно, сочетание двух взаимодополняющих цветов (красный/зеленый, желтый/фиолетовый, синий/оранжевый) выглядит несколько экзальтированно. В таком сочетании красный становится еще краснее, зеленый - зеленее, и оба кажутся довольно-таки грязными и режущими глаз. Вместе их можно употреблять разве что призвав на помощь белый цвет. Конечно, "мелкое хулиганство" иногда бывает оправдано: зеленая подушка на красном диване не будет выглядеть отвратительно, но красный диван на фоне зеленоватых обоев вы вряд ли решитесь поставить. Впрочем, небольшое смещение нюансов устраняет безвкусицу. Так, об алых цветах на зеленых стеблях на фоне зеленых листьев, которые мы наблюдаем в природе, никто не скажет, что они некрасивы. Все дело в тонких нюансах зеленого и красного, которые у растений редко бывают "чистыми".