На заметку

Мебель и стиль - Мебель и уют в доме
Индекс материала
Цветовая гамма в Вашем доме
Рассмотрим влияние цвета на человека
Рассмотрим возможное сочетание цветов
Ощущение пространства в помещении создается контрастными сочетаниями
Полы не должны быть слишком светлые
Каждый человек воспринимает цвет по-своему
Все страницы

•Незакрашенная клетка обозначает хорошо сочетающиеся цвета.

•Клетка с незакрашенным кружком — цвета, которые гармонируют между собой довольно хорошо.

•Клетка с закрашенным кружком — цвета, которые не очень хорошо сочетаются.

•Клетка с закрашенным ромбом - цвета, абсолютно не сочетающиеся.

Три цвета: красный, желтый и синий - называют основными. Из них, а также из белого и черного цвета, можно получить все остальные. Перемешивание желтого с красным дает оранжевый цвет, желтого с синим - зеленый, синего с красным - фиолетовый. Оранжевый, зеленый и фиолетовый называют дополнительными цветами цветового круга. В кругу синий находится против оранжевого, красный - против зеленого, желтый - против фиолетового. Эти сочетания цветов называются взаимодополняющими, ^размещенные рядом, они теряют яркость.

Для того, чтобы было легче и удобнее ориентироваться в наиболее приемлемых с точки зрения цветовой гармонии и уравновешенности в сочетаниях цветов и оттенков при организации и украшении интерьера Вашего дома, можно руководствоваться следующими схемой и таблицей. ("Цветовой круг" и "Таблица гармоничного сочетания цветов и оттенков при оформлении интерьера").


Напротив каждого цвета в этом цветовом круге (то есть ровно под углом в 180 градусов) находится ему противоположный цвет, который его уравновешивает. Логика гармонирования цветового, колористического строя интерьера такова - если в нем присутствует один определенный цвет (например - красный), то должен обязательно присутствовать и ему противоположный (в данном случае - зеленый), если присутствует синий - должен быть и оранжевый -контрастный к нему цвет, а к желтому в противовес должен быть введен в интерьер фиолетовый - противоположный желтому (стоящий в цветовом круге под углом 180° к нему). Это общий закон цветовой гармонии, распространяющийся как на искусство оформления интерьера, так и на другие виды пластических искусств - живопись, декоративно-прикладное искусство (гобелен, роспись по ткани, искусство керамики и т.д.).

В целях уравновешивания одного цвета другим совсем не обязательно применять какой-либо цвет в открытом, чистом виде, большим пятном -он может присутствовать в интерьере, в "растворенном^ _состоянии - например - в виде мелких цветных деталей орнамента на тканях обивки и портьер, в узоре на керамике, посуде, в живописном строе картин на стенах, в цвете их рам, в орнаменте ковра, дорожки, в цветах мозаичных украшений, покрывал и т.д.

Кроме этого, "растворенное" состояние какого-либо цвета может быть достигнуто смешиванием его Как с противоположными, так и с нейтральными цветами (белым, серым, черным, коричневым). Так, добавив в ярко-красный цвет белого, серого или черного, можно смягчить его, превратив в оттенки розового, терракотового, красной охры, кораллового... Смешав же его с коричневым, можно придать ему большее спокойствие и бархатистость звучания.

Именно смешанные, "растворенные", сложные  оттенки каждого цвета используются при оформлении интерьеров наиболее часто, хотя, время от времени, дизайнеры обращаются к приему акцентирования каких-либо узлов интерьера, его композиционных центров более яркими и открытыми пятнами декоративно звучащего цвета.

Пользуясь цветовым кругом, можно вычислить с достаточной долей точности какой цвет необходим для уравновешивания выбранному (или уже имеющемуся в интерьере) оттенку. Существует несколько вариантов поиска гармоничного соотношения цветов и оттенков (рис. 54).

К - красный; Ж - желтый; С - синий; О - оранжевый; 3 -зеленый; Ф - фиолетовый 1 - кадмий оранжевый; 2 - «цвет разрезанной тыквы»; 3 -кадмий желтый темный; 4 - «лепесток подсолнуха»; 5 кадмий желтый средний; в - лимонный (кадмий лимонный); 7 - (неаполитанская желтая); 8 - 13 - зеленый; 9 - зеленое яблоко; 10 - (кобальт зеленый светлый); 11 - (кобальт зеленый темный); 12 - (изумрудная зелень); 14 - (голубая «ФЦ»); 15 - (берлинская лазурь); 16 - голубая (церулеум); 17 - (кобальт синий средний); 18 - (ультрамарин); 19 - 24 - фиолетовый; 25 - «малиновый»; 26 - (киноварь), (кадмий красный средний); 27 - «алый» (кадмий красный светлый); 28 - 3 - оранжевый; 29 - «спелый апельсин»

 

1). Выбор оттенка, находящегося в цветовом круге под углом 120° к имеющемуся. В этом случае^коли-чественное соотношение может быть равным 50% на 50%. То есть, если оба цвета взяты в чистом виде (без "разбавления" белым и "замутнения" серым или черным), то занимаемые площади, где нанесен каждый из этих цветов, должны быть в сумме примерно одинаковы. Тогда устанавливается гармония между количеством и интенсивностью этих двух цветов в интерьере. Глаза и психика не устают от цветового однообразия или цветовой агрессии какого-либо одного цвета.

Например: зеленому цвету соответствует два варианта его гармонизации находимые под углом 120°. Это, - с одной стороны - оранжевый (смесь красного и желтого) - результат движения против часовой стрелки и - фиолетовый (смесь красного и синего) -результат движения по часовой стрелке. Можно одновременно применить все эти три цвета, но пропорциональное соотношение будет другим - 50%, 25% и 25%, то есть - одного из этих трех цветов должно быть больше, а двух других - меньше.

Если один из цветов присутствует в разбеленном и замутненном состоянии (+ серый или + черный цвет), то площадь его присутствия увеличивается с увеличением степени разбавления или замутнелая* Критерием оценки этой степени в каждом конкретном случае служит авторское профессиональное восприятие дизайнера, его интуиция и чувство цвета. Эта способность развивается в практической работе. W

2). Другой вариант заключается в выборе трех цветов, расположенных в цветовом круге под углом 90°. В этом случае получаются также достаточно гармоничные сочетания, однако для более точного приближения к гармоничному равновесию количественное соотношение в получившихся парах цветов должно быть 60% на 40%. Разбавление или замутнение также увеличивают количество цвета. Например: зеленому цвету соответствует с одной стороны (по часовой стрелке) - желто-оранжевый, и с другой (против часовой стрелки) - сине-фиолетовый. Таким образом, если в интерьере присутствует зеленый цвет и его много, то его можно сгармо-нировать с несколько меньшим количеством желто-оранжевого. Зеленого - 60%, желто-оранжевого - 40%. Этот зеленый цвет также можно сгармо-нировать с сине-фиолетовым. Зеленого 60%, сине-фиолетового — 40%.

Гармоничное соотношение получится из всех трех цветов одновременно: 60% зеленого, сине-фиолетового 40%. Однако наиболее гармоничное соотношение получится из всех трех цветов одновременно: 60% зеленого, 20% сине-фиолетового, 20% желто-оранжевого

3). Возможно также использование принципа нахождения гармоничного соответствия между цветами в интерьере, основанного на продвижении по цветовому кругу в обоих направлениях от заданного цвета на угол 60°. В этом случае обязательно одновременное применение всех трех взаимодополняющих цветов. Пропорциональное соотношение количества цветов - 40%, 30% ^и_30%^. Один из трех цветов (любой - в зависимости от конкретных обстоятельств оформления конкретного интерьера, желаний и возможностей заказчика и исполнителя, часто соединенных в одном лице) должен быть доминирующим, другие два - поддерживать и уравновешивать его.

4). Самым сложным, но и самым выразительным и эмоциональным по своим результатам является поиск, основанный на вычислении одного и единственного, не требующего дополнений, уравновешивающего цвета, находящегося к данному, исходному цвету в нашей схеме - под углом 180°, то есть строго напротив. Например, если чистому фиолетовому цвету соответствует чистый желтый, то фиолетовому с синим оттенком (холодному фиолетовому) соответствует уже желтый с оранжевым оттенком (более "горячий" желтый). Или, например, желто-зеленому цвету (цвет зеленого яблока) (теплому зеленому) будет соответствовать красный с фиолетовым оттенком (холодный красный), а зеленому с синим оттенком (холодному зеленому) - цвету так называемому "морской волны" будет соответствовать оранжево-красный - самый "горячий" цвет в палитре. При этом, необходимо заметить, что во избежание ошибок и диссонансов в процессе гармонизирования столь контрастных цветов, соотношение которых должно быть около — 70% на 30%, один из этих цветов, или оба имеет смысл ослабить, разбавив белым или серым. В ином случае нужно наиболее яркий из двух цветов вводить небольши ми "дозами", разбросать во многих местах понемногу, наполнить интерьер мелкими вкраплениями его.

Можно предложить таблицу наиболее простых, "классических", гармоничных сочетаний цветов в их примерном количественном и качественном соотношении, применительно к интерьеру одного помещения. Таблица послужит и в качестве справочника, но, главное - в качестве примера использования четырех принципов нахождения достаточно приблизительных по точности соотношений двух, трех цветов.

В отличие от искусства живописи, абсолютно точное соотношение нюансов колорита в искусстве оформления интерьера невозможно, да и не нужно, поскольку картина интерьера постоянно изменяется в процессе жизни в нем, однако некоторые общие основы гармоничного цветового строя интерьера, жилой среды - конечно же можно "выстроить" и изначально задать (табл. 1).

Как видно из таблицы, противоположные цвета (находящиеся в круге под углом 180° друг к другу), например - сиреневый и лимонный можно гармонично соединить посредством одной и той же пары цветов, находящихся к обоим противоположным цветам под углом 90°. Эта пара цветов - лазурь и цвет спелого апельсина.

Для того, чтобы легче сгармонировать несколько пар цветов, в практике оформления интерьера, обычно используют прием их смягчения - добавления белил в каждый из цветов или серой краски, если стоит задача смешения нужного колера (цветового оттенка).

Например, диванная подушка будет нарядной и не утомляющей взгляд, своей яркой (например сине-зеленой тканью наволочки), если оборки по ее периметру будут из ткани, где пересекаются, образуя клетки, полосы светло-серого и розового цветов.

Таблица 1. Гармоничное сочетание цветов и оттенков при оформлении интерьера

 
 
 

* В скобках приведены названия готовых красителей, имеющихся в продаже.

 
 
 

Воздействие цвета, впечатление от него в сильной степени зависят от того, с каким цветом он соседствует.

Так, лимонный цвет кажется светящимся на черном фоне и теряет яркость на белом. Лучший фон для оценки цвета - серый. Как правило, для стен помещений подбирают цвета, полученные смешиванием чистого цвета с серым или белым. Цвета, часто использующиеся в интерьерах, получаются при смешивании с белым или черным. Белый с желтым дает кремовый, с синим - голубой, с красным - розовый, черный с желтым - бронзовый, с синим - черный.